?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry Перепостить Пожаловаться Next Entry
Микрон. Часть 2.
глаза в темноте (ddgirls)
neferjournal
Завод "Микрон" по уровню технологий и оснащенности является самым современным микроэлектронным предприятием в России. Это крупнейший производитель полупроводниковой продукции в СНГ и Восточной Европе. На предприятии производится более 500 видов микросхем и полупроводниковых изделий. 20% идет на экспорт. Продукция поставляется даже в Китай, что крайне удивительно было услышать, во всяком случае для меня.

"Микрон" входит в состав концерна "Ситроникс", который сотрудничает с франко-итальянской компанией ST Microelectronics (STM). В 2007 году была оборудована так называемая "чистая комната", это стерильное помещение для производства микросхем и электронных чипов. Приглашаю заглянуть в уникальное место.




В этой комнате созданы все условия, чтобы туда не попадали пыль, микробы и прочие частицы. Воздух полностью меняется в течение 30 секунд. В случае отключения от электропитания включается аварийный генератор.




Вход в "чистую комнату" разрешен только в специальном костюме. Смена длится от 8 до 12 часов. Мы были ночью. Наблюдаем из буферной зоны.




Отверстия в столах и в полу позволяют воздуху свободно циркулировать и избегать ненужных завихрений. Потолок состоит из кондиционеров, и воздух идет сплошным потоком сверху вниз.








В буферной зоне пол также "дырявый". Мы обошли "чистую комнату" по периметру.




Оранжевые кассеты. Бывают еще белые. Предназначены для разных целей.




Стол с дырочками. Кстати, предметы в "чистой комнате" передвигать нельзя, можно только переставлять.




Давление в этой комнате немного повышено, микробов нет, все это не очень хорошо для здоровья человека, но производство не считается вредным










Гигантский лифт! Едем вниз. Лифт едет настолько плавно, что движения не чувствуется. Сказали, что это важно. А еще пол лифта совмещается с полом этажа с точностью до милиметра.






На одном из складов стояли бочки с кислотой, а по потолку шли трубы, в которых были пероксид водорода, гидроксид калия, азотная кислота, фтороводородная кислота, серная кислота. Мне сразу представились боевики с элементами фильмов ужасов :)




Помещение для подготовки деионизированной воды




Из 2,7 л обычной воды получается 1 л деионизированной. Вот в этом белом столбе собственно все и происходит.




Для обеспечения 1 м "чистой комнаты" нужно 5-10 м вспомогательных помещений. То есть если площадь "чистой комнаты" составляет 2000 кв. м, то еще более 10 000 кв. м занимают производства, их обслуживающие.




Вот нам что-то рассказывают. Я все пропустила мимо ушей, если честно, я и так была под впечатлением, а тут еще кругом всякие трубочки с опасными веществами.






Фтороводородная кислота - страшная штука!




По-моему колоритненько - шланги, трубочки. Все это кругом и везде, справа, слева, над головой. Обозначены лишь дорожки, по которым можно перемещаться.






Экстренный душ




Экстренный умывальник






Компьютерная комната, где происходит управление всеми этими системами






Идем ко входу в "чистую комнату". Первое, что встречается это липкий коврик.




Здесь работники переодеваются в свои антистатические костюмы. Припоминаю что-то про ткань с использованием углеродной нити. Вообще была куча информации, все запомнить не смогла.






После пятидесяти стирок костюм списывается




Вход в "чистую комнату". Там расположен стеклянный герметичный отсек, в котором происходит обдувание чистым воздухом.




Скамейки поставлены специальным образом, чтобы попасть в чистую зону можно было только перешагнув через нее




Всякие вспомогательные прибамбасы: изопропиловый спирт, перчатки, антистатическая салфетка, маски, шапочки




Вот как раз у одного из работников закончилась смена. Мы с интересом наблюдали как гусеница превращается в бабочку из комбинезона вылезает человек.






Потом один из участников нашей группы вызвался попробовать спецкостюм на себе. Одеваться начинают с головы, чтобы пыль и прочие частицы не попали на костюм. Волосы убираются под шапочку.




Потом одевается маска. Курящих на работу принимают очень неохотно, даже сказали, что стараются не брать на работу курильщиков. Но бывает, что уже работающие вдруг обзаводятся пагубной привычкой. Эти люди одевают две маски. Также по нормам производства работники должны быть без косметики.








Последний этап - обувь. Один сапог одевается, и нога перекидывается на чистую территорию.




Потом тоже самое со второй ногой. Обратно в том же самом порядке.




Есть зеркало и картинка над ним. Можно взглянуть на себя перед входом в "чистую комнату", чтобы проконтролировать все детали внешнего вида.




Прям Гагарин блин :)




Но ему разрешили только понюхать воздух "чистой комнаты" :)




Еще несколько фактов и подробностей.

В обычной жизни нас окружает около 300 микросхем. Компьютер, калькулятор, мобильный, кулер с водой, кондиционер и прочие устройства - все содержат микросхемы. Здесь - 30, там - 25, в итоге набегает цифра 300, это в среднем.

В прошлом году в партнерстве с государственной корпорацией РОСНАНО и франко-итальянской компанией STMicroelectronics начат проект по созданию производственной линейки интегральных схем на основе наноэлектронной технологии с проектными нормами 90 нм на пластинах диаметром 200 мм. Это соответственно еще мельче, чем технология 180. Микрочип размером 180 нанометров - это топологический уровень 0,18 микрон, 90 нанометров - 0,09 микрон, это я теперь знаю. Нанометр меньше миллиметра в миллион раз! Представить все это сложно. В обычный микроскоп не разглядишь даже, нужен специальный прибор.

Если все будет развиваться дальше примерно такими же темпами как сейчас, то лет через 15 транзисторов в микросхеме будет столько же, сколько нейронов в человеческом мозге.

Японцы люди продвинутые в области электроники, они изобрели экзоскелет. Это специальный каркас для увеличения мускульной силы человека. Все это конечно еще несовершенно, пока еще идут исследования и усовершенстования, но для людей с ограниченными возможностями (проблемы с опорно-двигательным аппаратом) это просто спасение.

Также идут разработки приспособлений для восстановления зрения. То есть грубо говоря перекодировка видимой картинки в понятный могзу код. Люди с таким "искусственным зрением" различают мутные контуры, правда изображение воспринимается как черно-белое. Но это все же лучше, чем слепота.

Вот такие новости, друзья. Я вообще в некотором шоке.
Метки:

promo neferjournal june 24, 19:00 12
Buy for 50 tokens
Я уже писала про teamLab Borderless, это было невероятное приключение в Токио. Через несколько дней я побывала в другом месте. Вообще космос, эмоции зашкаливают! На входе вы снимаете обувь, дальше передвигаетесь только босиком. Много локаций связано с водой. Очень очень круто. Все вещи…

я ж говорил, там интересно будет :)
спасибо за репортаж!

на самом деле все быстро и скомкано получилось, я бы подольше погуляла-посмотрела-порасспрашивала

(Удалённый комментарий)
А я уж думал что у нас такого не делают, все в Китае. Рад. И вообще, интересно.

я думала, что у китайцев своего такого дофига, но видимо чего-то не хватает
кстати, японцы тоже что-то покупают, но мизер конечно

ты столько фото с разных заводов и репортажей с различных производств размещаешь! тебя в промышленном шпионаже еще не обвиняли? :)
прикольный рассказ

ха ха, наоборот приглашают теперь :) что приятно

очень интересно... С ума сойти, работенка - весь день в костюме и в маске..

да... но они как-то не жалуются, увлеченные люди
кстати, платят судя по всему неплохо

интереснейшая экскурсия!
Порадовали трубки с кислотами, не хотел бы я там находиться, если ее прорвет))

во-во :) я и говорю, прям сценарий нарисовался, как злодей стреляет и попадает в трубу и начинается хаос...

(Удалённый комментарий)
Что именно они поставляют в китай не рассказали???

А 90нм - это технология прошлого века....

это секретная информация
как только кто-то пытался углубиться в условия контрактов, разведывание информации сразу же пресекалось
что касается "технологии прошлого века", то есть уже и мельче естественно, но проблема не только в том, чтобы создать, нужно еще повторить это же самое миллионы раз
между прочим, когда Россия вышла на топологический уровень 0,18 микрон, она стала седьмой страной в мире, обладающей подобной технологией, кроме нас еще Франция, Германия, США, Япония, Тайвань и Сингапур
а 32 нанометра вообще 5 фабрик в мире!

Чистую комнату я у нас на работе видел один раз, там, правда, специфика несколько другая.
А вот зачем нужен сверхплавный и сверхточно позиционирующийся лифт - не понял. Там не объяснили?

что-то там с перемещением материалов и продукции связано, я уже не воспринимала информацию если честно, уже за час ночи перевалило...

класс))) Спасибо! Особенно понравился процесс съемки облачения в спецкостюм и фото Гагарин =) Ко всяким нанотехнологиям я тут уже привыкла и другим интересным веществам. Надо собраться и написать фоторассказ про свою лабу, у меня там настоящие самолеты и вертолеты стоят, а так же детали самолетов. Кстати, насчет каркасов и прочего - мы сейчас занимались специальными материалами, которые обладают эффектом памяти формы - они используются про моделировании искусственных мышц, во как!

погоди погоди, какого ж размера лаборатория, если настоящие самолеты-вертолеты стоят?

а есть шанс попасть на подобную экскурсию?

скорей всего нет, это был эксклюзив, нас было всего восемь человек, по специальному приглашению

Занятно. Кстати на чайную фабрику не выйдет. Но зато я напоролась на Маркина с его чаем, это еще более любопытнее