Nefer (neferjournal) wrote,
Nefer
neferjournal

Categories:

Экскурсия в дом Мельникова

Это действительно уникальный памятник архитектуры, дом Мельникова прославился на весь мир. В проекте архитектор применил революционные для того времени решения. Кроме оригинальной формы и нестандартного оформления внутреннего пространства, здание имеет новаторские конструктивные особенности. Мельников проектировал дом для себя и своей семьи. Ему был выделен только участок земли, строительство происходило за счет собственных средств. Их было не очень много, приходилось экономить. Благодаря некоторым идеям и оригинальным техническим изобретениям проект вышел на 2/3 дешевле, чем обошелся бы традиционный вариант. Приведу несколько примеров из того, что смогу объяснить "на пальцах". Дом построен из кирпича, при этом кладка осуществлялась со сдвигом вдоль стены через ряд и поперек стены через два ряда. В результате образовалось 124 проема, часть которых используются как окна. Остальные ниши были заложены строительным мусором, что позволило значительно удешевить стоимость строительства и сэкономить стройматериалы. Также такой оригинальный каркас стен оставляет возможность впоследствии при надобности менять расположение проемов, расшивая новые окна и заделывая существующие, не ослабляя при этом несущих конструкций. Круглая форма была выбрана не только из-за оригинальности, она более прочна и устойчива. Это как башня или крепость. Благодаря необычной конструкции и кирпичной кладке отпала потребность в несущих столбах и перемычках. Соответственно внутренняя планировка от этого независима. Кстати, межэтажные перекрытия выполнены из деревянных досок, поставленных на ребро под прямым углом. Это выглядит как сетка из квадратных ячеек. В результате этого в межэтажных перекрытиях не использованы колонны, стропила и балки. А теперь вспомним время, когда проект был осуществлен, это были на минуточку 1925-1927 годы. Вот так.




С 3 декабря 2014 года наконец появилась возможность попасть на территорию и внутрь дома. Бесконечные судебные тяжбы окончены, наконец вынесено решение: здание переходит в ведение музея архитектуры имени Щусева. Когда я услышала это по телевизору в утреннем выпуске новостей, то чуть с кровати не упала от неожиданности и охватившего волнения. Пришла на работу и принялась звонить по указанному номеру. Долгое время мне это не удавалось, но потом удача все же улыбнулась. Правда к тому времени все выходные были уже заняты, пришлось отпроситься на пару часов с работы. Но ради такого дела стоит. Экскурсии проводятся малыми группами, в день по пять человек. Выходит я - счастливчик :) И маме повезло со мной.






Конструкция дома представляет собой два разновысоких вертикальных цилиндра одинакового диаметра, врезанных друг в друга на треть радиуса. Во дворе стоит ржавый макет, который за несколько месяцев до этого я фотографировала через забор.




Снаружи дом прекрасен. Сейчас посмотрим, какой он внутри.




Прихожая в то время называлась передней. Там мы сняли верхнюю одежду, переобулись в одноразовые тапочки и прошли в столовую, где нас ждала гид Александра. Лестница ведет на второй этаж, туда мы поднимемся чуть позже.




Внутри присутствует характерный запах старого дома. Вообще я не люблю музеи, экскурсии и занудные многочасовые вещания о каждом предмете. Однако Александра - увлеченный человек, ее рассказ был очень живой, полтора часа пролетели незаметно. В столовой прям чувствуется дух того времени. Хотелось поснимать более детально, однако помещение плохо освещено.






Дальше по коридору кухня, туалет и ванная комната. Повседневная жизнь семьи протекала на первом этаже.




На кухне сплошная столешница и дымоуловитель. Напомню, это начало прошлого века, почти 90 лет назад! Изначально столешница доходила до конца, но потом ее пришлось отрезать, так как на месте оконного проема была сделана дверь. Дети выросли, в доме появилась еще одна семья, понадобился отдельный вход.




До того, как здесь появилась дверь, проем использовался для холодильного шкафа




Туалет обычный, ничем не примечательный. А вот ванная заслуживает внимания. Ее привезли из Европы! Хозяева даже шутили, что дом построен вокруг этой ванны. Отчасти это можно назвать правдой, она бы не вошла ни в один дверной проем, поэтому ванну внесли в дом на стадии строительства, когда еще не было перегородок.




Рабочие комнаты детей. Это что-то вроде кабинета, где они занимались. Спальня отдельно наверху.




Гардеробная. Обратите внимание на встроенные (!) шкафы. Здесь же переодевались перед отходом ко сну. В спальне на втором этаже нет шкафов, та комната предназначена исключительно для того, чтобы спать. Архитектор организовывал пространство в соответствии со своими понятиями.




Комната хозяйки. Здесь стояла швейная машинка, шкаф для белья, утюг и все такое. Конструкция светильника произвела впечатление. Однако это не изобретение Мельникова, просто обычная лампа того времени.




Сохранился старый детский рисунок Виктора Мельникова - сына архитектора. У него также обнаружился художественный талант и отец это всячески поощрял. Подумать только акварелька 1927 года!




Уникальна дверь между передней и коридором. Ее створка обслуживает сразу два проема! Я постаралась сфотографировать так, чтобы это было видно. Дверь может закрывать переднюю, объединяя коридор с лестницей на второй этаж, так она используется чаще всего. Но ею можно также закрыть вход в коридор, как бы удлиняя пространство передней.




На второй этаж ведет крутая лестница. Сначала она прямая и достаточно широкая, потом сужается и превращается в винтовую.




Обратите внимание, что перил нет. Честно говоря, спускаться-подниматься достаточно проблематично и даже страшновато.




На втором этаже располагается большая гостиная. В ней принимали гостей, общались и музицировали. Свет попадает через панорамное окно. Слева стоит диван, в кадр он не попал. Лежа на нем по утрам можно было видеть первый луч солнца. Для этого было сделано специальное окно, причем оно единственное восьмиугольной формы. Об этом чуть ниже.




Про печку я прослушала. Кажется с помощью нее пытались отапливать дом в послевоенные годы. Сожгли почти всю мебель. Во время войны жили в подвале, там было безопасно и тепло. Дом имеет интересную систему вентиляции и отопления. В подвале находится калорифер, из которого по специальным коробам теплый воздух поступает во все комнаты. Кстати, топка калорифера была соединена с кухней, можно не спускаясь в подвал сразу сбросить вниз сжигаемый мусор! Летом из подвала в комнаты поступает прохладный воздух. Гениально.




По ковру просили не ходить. Он был привезен из Франции.




За округлой стеной справа находится лестница, впереди вход в спальню




Фрагмент гостиной. Смогла разобрать только вторую фразу: КЛАССИКА И МОДЕРН - ДВЕ АРХИТЕКТУРНЫЕ КЛЯЧИ.




То самое окно восьмиугольной формы




Идем в спальню




Спальня была общей для всех членов семьи. В середине двухспальная кровать родителей, справа и слева - детские. Спальные зоны изолированы перегородками, что дает хоть какое-то личное пространство. Как я писала выше, в комнате не было шкафов. Из мебели только два небольших столика и собственно кровати. Причем они были вделаны в пол и являлись как бы его продолжением. Обратите внимание, все углы скруглены, на стенах итальянская штукатурка. Такую же отделку имели пол и потолок. По утрам, когда солнце заливает светом комнату, ты просыпаешься как будто в уютной золотистой пещерке. К сожалению оригинальные кровати утрачены. Во время войны в театр Вахтангова, находящийся неподалеку, попала бомба. Говорят дом подпрыгнул и встал на место. Здание устояло, а вот кровати пришли в негодность. Восстанавливать их не стали, заменили обычными.




Люстры в комнате не было. Бра были повешены позже.




И наконец последнее помещение - мастерская. Это третий этаж большого цилиндра. Второй цилиндр ниже, его крыша служит террасой. Изначально эту мастерскую Константин Мельников оборудовал для себя, но потом он уступил ее сыну, перебравшись в гостиную.












В доме образовалась трещина, которая стала предметом бурных обсуждений в интернете. На самом деле это больше истерика от неизвестности и безысходности. Долгое время здание не могли отреставрировать из-за непонятной ситуации с собственниками. Сейчас, когда Дом Мельникова стал музеем, было оценено техническое состояние профильными работниками, были также приглашены зарубежные специалисты, сошлись на мнении, что не так все плохо. Установленные маячки позволят утверждать, что трещина дальше не идет. Однако выдыхать рано, дом требует серьезной и грамотной реставрации.










Здание называют шедевром конструктивизма, памятником русскому авангарду и одаривают другими эпитетами. Константин Мельников был против того, чтобы его причисляли к какому-либо архитектурному стилю. Однако дом действительно уникален и считается вершиной творчества архитектора.
Tags: moscow, Россия
Subscribe
promo neferjournal july 6, 19:00 12
Buy for 50 tokens
Цветущая глициния - настоящее чудо. В Японии ее называют вистерия. Дерево, обильно покрытое гирляндами нежных цветов с приятным ароматом, поражает воображение. Одно из лучших мест для любования вистерией - Парк Асикага. Это в префектуре Тотиги, два часа езды от Токио. Однажды я там побывала.…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 29 comments