Nefer (neferjournal) wrote,
Nefer
neferjournal

Categories:

Покровский собор. Specially for you.

В воскресенье 12 июля прошел праздник "День Покровского собора". Именно в этот день в 1561 году был освящен храм, построенный по приказу Ивана Грозного в честь Казанского похода. Дата отмечается ежегодно. В 10:00 проходит служба, потом собор начинает работать как музей. Причем посетители могут приобрести входные билеты и аудио-экскурсии за полцены. Мне же довелось побывать внутри после закрытия! Заведующая музеем Татьяна Сарачева буквально за руку провела по собору небольшую группу счастливчиков, предоставив возможность заглянуть в самые тайные уголки.




Интересная деталь. Никогда раньше не обращала внимания.




Осмотр начинается с южного подклета. Экспозиция посвящена строительству собора.




На своде можно различить старые и новые кирпичи




Подцерковье центральной церкви. История реставраций. Фрагмент одного из куполов. Раньше они были сделаны из железа и требовали частой замены. С 1967 года купола медные, стоят до сих пор.




С этого места начинают осмотр собора обычные посетители. Пол оригинальный и в зимнее время очень страдает от влаги.




Росписи на стенах




Потолок




Как вы думаете, что это? Я бы не догадалась. Это хоругви. Вот такие большие и тяжелые. Они шлемовидной формы по образу прежних куполов храма. Несли такую хоругвь трое мужчин. Дальше будет фото, где видны три древка.




Фрагмент росписи потолка




Церковь Василия Блаженного. Иконостас, рака над мощами и сень над ракой. Церковь над захоронением была пристроена в 1588 году. Внутренние интерьеры и закрытую паперть, ведущую к северному подклету, относят к 1895-1905 годам.




Чтобы понять планировку, я отсканировала схему собора. Фактически каждый купол - это отдельная церковь.




Экспозиция северного подклета посвящена юродивым. Собственно я знаю двоих: Василия и Иоанна.




Хоругвь




Василий ходил голеньким, а Иоанн в длинной одежде, под которой были скрыты вериги. Иоанн также носил железный шлем, за что получил прозвище Большой Колпак. Здесь он изображен справа с шапкой в руках, которую одевал поверх колпака.




В этом зале также можно увидеть старые книги. Но у нас особо не было времени осматривать экспозицию, лучше побывать в тех местах, которые недоступны обычным посетителям.




Северное подцерковье. Иконография Василия Блаженного.




Поднимаемся на второй ярус. Здесь на стенах растительный орнамент, цветочки там, лозы всякие. Причем изображения ни разу не повторяются!






Светильники для крестного хода, которые ныне приспособлены для освещения




Мужской вокальный ансамбль DOROS. Исполняют духовную музыку. Они нереально круты! Даже самые отъявленные блогеры прекратили щелкать затворами и замерли, слушая пение.




Северная церковь освящена во имя святых мучеников Киприана и Иустины. В 1552 году, в день их памяти завершился штурм Казани войсками Ивана IV. Масляная роспись стен выполнена к 1780-м годам, поновлена в 1870-1871 годах.






Хоругви парные: Спас Смоленский и Покров. Начало XX века. Дерево, цветной металл, масло; литье, ковка, пайка. Сделаны специально для Покровского собора. Здесь видно центральное древко и два боковых для поддержки. Как я говорила ранее, хоругви были настолько тяжелы, что их несли трое мужчин.




С обходной галереи открывается вид на Красную площадь. Как раз выглянуло солнышко.




Заведующая музеем Татьяна Сарачева очень увлеченный человек. В ее голове СТОЛЬКО информации. Причем ей несвойственно скучное академическое изложение, наоборот, увидев роспись или портал - раз - что-то рассказала. Буквально в двух словах, это очень ценно. Немуторно и интересно. В общем живенько пробежались по всему собору за три часа :)




Внешняя обходная галерея. Раньше она была открытой, в 1830-1840-е годы застеклена. Ибо климат, как вы понимаете, нифига не южный. Обычно это место недоступно для посетителей, галерея закрыта стеклянной дверью. Но для нас сделали исключение.




Говорят, что многие "специалисты" возмущены, мол, реставраторы самовольничают и наносят неоригинальные изображения. На самом деле каплевидный рисунок исторически точен, так же как и геометрический. Здесь не видно, но потом я фотографировала снаружи.




Северо-восточная площадка внешней обходной галереи. Здесь можно видеть, какими бы был собор, если бы росписи не поновляли.






В прошлом году в помещении ризницы храма открылась выставка "Сокровища Покровского собора". Экспозиция действует на постоянной основе. Про облачение я ничего не слышала, так как была увлечена фотографированием вышитых икон.




Николай Чудотворец и Богоматерь Смоленская. На табличке написано "пелена подвесная". Атлас, шелк; лицевое, золотое и серебряное шитье. Москва, XVII век.




Евангелие напрестольное. Старопечатная книга, 1692 год. Обложка - позолоченное серебро.




Еще из известных экспонатов - потир 1638 года. Это вклад царя Михаила Федоровича в Покровский собор. Изображения: "Деисус", "Орудия Страстей на фоне Иерусалима". Серебро; гравировка, чеканка, золочение.




Старинные иконы. Про них я тоже все прослушала. Зато здесь виден зеленый отблеск. Знаете, от чего он?




На окнах витражи! Что очень нехарактерно для православного собора.




А потом нам разрешили спуститься в знаменитые подвалы! Ладно уж, никакие это не подвалы. Их не существует, это легенда. Но вниз мы действительно спускались! Хотите знать, что там? Приходите завтра ;)




Мероприятие организовано сообществом mosblog.
Tags: mosblog, moscow, Россия, храмы
Subscribe
promo neferjournal july 6, 19:00 12
Buy for 50 tokens
Цветущая глициния - настоящее чудо. В Японии ее называют вистерия. Дерево, обильно покрытое гирляндами нежных цветов с приятным ароматом, поражает воображение. Одно из лучших мест для любования вистерией - Парк Асикага. Это в префектуре Тотиги, два часа езды от Токио. Однажды я там побывала.…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 14 comments