Nefer (neferjournal) wrote,
Nefer
neferjournal

Categories:

Покровский собор. Места, недоступные для посетителей.

Первая часть - здесь, продолжаем осмотр. Стена церкви Василия Блаженного, которая оказалась скрытой в результате пристройки в XVII веке церкви Феодосии Девы. Как же показать посетителям подлинную рельефную кладку? Выход был найден: в полу ризницы сделано стеклянное окно. Но мне вообще повезло, я была там, внизу!




Вот он, фрагмент церкви Василия Блаженного 1588 года! Стена ценна тем, что никогда не реставрировалась!!!




Можно физически прикоснуться к истории! А еще на предыдущей фотографии видно, что потолок держится на рельсах :)




Вид снизу




А теперь сверху :)




Продолжаем осмотр дальше. Церковь Трех Патриархов. Последняя реставрация была произведена в 2008 году. Обычные посетители осматривают интерьер и иконостас через решетчатую дверь. Но мне довелось побывать внутри.




Иконостас XIX века. Время создания относят к 1842-1849 годам. Уникален ростовой иконой Григория Армянского. Во время одной из реставраций был открыт пол XVII века. Уровень церкви соответственно понизился, в результате чего иконостас как бы завис в воздухе. Были изготовлены специальные подпорки, они видны дальше на фото.






Икона с элементами средневековой живописи




Нижний ярус посвящен житию Григория Армянского. Церковь же названа в честь Трех Патриархов Константинопольских: Александра, Иоанна и Павла.




Купол церкви с образом Спаса Нерукотворного




В центральную церковь Покрова Пресвятой Богородицы ведут три портала, вот один из них. Здесь можно видеть резьбу по кирпичу. Сама церковь находится в состоянии реставрации. Внутри просили не фотографировать.




Обычно здесь сидит злобная бабулька смотритель музея :)






Вид из окна




Сделанная недавно роспись под кирпичную кладку. Несмотря на то, что выглядит она не совсем естественно, здесь есть кое-что уникальное. И знаете что? Плоский потолок! Если помните, то в XVI веке все каменные постройки были со сводчатыми перекрытиями. Плоские потолки появляются позже, лишь в XIX веке, когда стал известен цемент. В общем уникальное инженерное сооружение, больше такого нигде нет.




Оставлены фрагменты древней росписи




Уникальная фигурная кладка пола




Церковь Варлаама Хутынского. Настенные росписи отсутствуют. Иконостас (воссоздан), XVI век.




Купол церкви. Поначалу считалось, что это фигурная кладка. Говорили, что кирпичи выступают на несколько сантиметров, благодаря чему получается такой эффект. Однако, поднявшись наверх во время реставрации, работники музея обнаружили, что это роспись, имитирующая кирпичную кладку! Свод абсолютно гладкий.




В этом храме находится древняя икона "Видение пономаря Тарасия". Вот ее фрагменты.






Церковь входа Господня в Иерусалим. Сюда совершались "шествия на осляти" из Успенского собора Кремля. Церемония проходила на Вербное воскресенье. Митрополит садился на коня, царь брал его под уздцы и вел на Красную площадь. Ему (царю) еще и денег давали за это!

Отдельно стоит сказать про коня. Вообще должен быть осел, но на Руси они не очень-то были распространены, поэтому брали коня с пришитыми ушами. Старались, чтобы это была маленькая татарская лошадка, которую к тому же плохо кормили, чтобы она максимально стала похожа на осла.

Иконостас перенесен в церковь в 1770 году из разобранного собора Александра Невского в Кремле. Над северным входом сохранился след от снаряда, попавший в церковь в октябре 1917 года во время артиллерийского обстрела Кремля большевиками.






Выходим на улицу, чтобы осмотреть северное крыльцо






Здесь видны наружные узоры внешней галереи, о которых я упоминала в первой части




Южное крыльцо расписано совсем по-другому. Оно монохромное! Темно-серым цветом реставраторы обозначили сохранившиеся узоры фресок, а светло-серым восстановленные.




Старый люк




А теперь лезем на колокольню!!!




Шатровая колокольни была сооружена на месте открытой звонницы в 1670-е годы




Оригинальные колокола не сохранились. После открытия музея коллекция постепенно пополняется. Сейчас их по-моему девятнадцать. Самый старший был отлит в 1547 году, самый новый - в 1996 году.




Попасть на колокольню я пытаюсь уже полтора года. Наконец свершилось, ура, УРА.






Внешняя галерея. Сейчас она застеклена, а раньше была открытой.








Только что мы были там. Лестница на колокольню крутая, а ступеньки разного размера. Ход ОЧЕНЬ узкий. Кроме всего прочего там темно! Лезть вверх еще ничего, а вот вниз...




С восточной стороны собора обычно собирались нищие и юродивые




Встреча завершилась в "лектории". В кавычках, потому что название номинально. Это не лекторий в прямом смысле слова, просто помещение в западном подклете, где проходят всякие мероприятия. В сентябре появляется расписание на год, тематика самая разная. Но все так или иначе связано с Покровским собором. В прошлом сезоны говорят была лекция про яды. Еще есть занятия для детей. К примеру построить модель собора или попробовать написать гусиным пером по-старославянски.




Три часа пролетели незаметно. Когда мы вышли, уже стемнело. Вот Покровский собор с южной стороны.




Покровский собор, вид с северной стороны




Большое спасибо заведующей музеем "Покровский собор" Татьяне Сарачевой за уникальную возможность и ура-да здравствует mosblog!
Tags: mosblog, moscow, Россия, люки, храмы
Subscribe

promo neferjournal july 6, 19:00 12
Buy for 50 tokens
Цветущая глициния - настоящее чудо. В Японии ее называют вистерия. Дерево, обильно покрытое гирляндами нежных цветов с приятным ароматом, поражает воображение. Одно из лучших мест для любования вистерией - Парк Асикага. Это в префектуре Тотиги, два часа езды от Токио. Однажды я там побывала.…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 27 comments