Nefer (neferjournal) wrote,
Nefer
neferjournal

Categories:

Тальцы

Архитектурно-этнографический музей находится по дороге от Иркутска к Байкалу, ближе к озеру. Можно выйти на остановке, погулять пару часиков, а потом продолжить свой путь. Музейный комплекс расположен под открытым небом. Это уникальное собрание памятников истории и архитектуры XVII-XX веков. Экспозиция дает возможность познакомиться с культурой народов Прибайкалья. Воссоздано четыре зоны: русская, бурятская, эвенкийская и тофаларская. На фото режим работы музея, я приехала прям к открытию.






Мне бы не пришло в голову посетить это место, но одна иркутская френдина так рекомендовала, так рекомендовала. Навела справки. Музей считается одним из ключевых пунктов туристических маршрутов. Ладно, думаю, так и быть, включу в программу.




Меня пустили даже раньше официального открытия. Так что по лесу я бродила одна. Тропа конечно есть, и где-то сидят сотрудники музея, но все же несколько жутковато.

Тофаларское стойбище. На территории Иркутской области на северных склонах Восточного Саяна проживает одна из самых малочисленных народностей, в прошлом носившая название карагасы (черные гуси). С 1930-х годов эта этническая группа стала называться - тофа, тофы, тофалары. Исходным корнем являлось слово "тофа" - человек. Согласно переписи 2010 года насчитывалось 762 тофа.

Тофалары являются полукочевым народом, традиционными занятиями которого издавна были оленеводство и охота. Охотничьи угодья тофов делились между родами, а внутри родов - между фамилиями. Угодья передавались в наследство по мужской линии. Все родственники одной фамилии охотились вместе. Основными промысловыми животными были соболь, белка, кабарга, изюбр, лось.

В экспозиции представлены тофаларское летнее и зимние стойбища. В состав зимнего входит традиционное жилище - чум конической формы из жердей, покрытых лиственничной корой и наземный лабаз для хранения продуктов. Летнее стойбище: остов от чума, лабаз-настил арангас для хранения сезонных вещей, загон для оленей с дымокурами, собачья будка.

Традиционные верования тофов включали анимизм, шаманизм и другие культы. Усилиями православных миссионеров в конце XX века тофалары были обращены в христианскую веру, хотя сохранили и шаманские традиции.






Дело было в мае. Весь лес был усеян цветочками. Что это?








Эвенкийское осенне-зимнее стойбище. Эвенки (тунгусы) - одна из этнических общностей Севера, Сибири и Дальнего Востока. По переписи 1970 года их численность составляла около 25 тысяч человек. Эвенков принято делить по хозяйственному признаку на пеших (охотники), оленных (оленеводы) и конных (скотоводы).

Традиционное жилище эвенков - чум. Зимнее стойбище устраивалось в сухом бору, на открытом месте. Зимний чум - "голомо" - делался из полубревен, которые покрывались корой лиственницы ("рашиак"), а для тепла обкладывались дерном, забрасывались землей или снегом. Между полубревнами и корой прокладывали мох. В центре чума располагался очаг, пол выстилался лапником. Дымовое отверстие закрывалось шкурой при помощи специального шеста с крючком.

В состав стойбища входили хозяйственные постройки: разнообразные лабазы и сушила. Различалось три вида лабазов: "ноку" - настил на высоких столбах; "дэлкэн" - сруб в несколько венцов, покрытый двухскатной крышей; "гули" - лабаз высотой полтора метра из жердей, уложенных на опоры.

В состав экспозиции входит навес для хранения рыболовных снастей (сетей) и лодок - "тэлгэкон". Для охоты эвенки использовали "ланг" (пасть) - ловушку-давилку на пушного зверя.

Площадь стойбища ограничивалась изгородью - "курекан", которая делалась для того, чтобы олени не могли подойти к жилым и хозяйственным постройкам.










Эвенкийские захоронения. По своим религиозным воззрениям эвенки - шаманисты. Согласно представлениям эвенков о загробной жизни, душа умершего продолжает жить и после смерти, поэтому рядом с погребением укладывали предметы, необходимые ему в будущей жизни: личные вещи покойного, оленье седло, а также голову и шкуру жертвенного оленя, который, как считалось, должен быть сопровождать человека в загробной жизни.

Свои захоронения эвенки старались ориентировать по сторонам света, с видом на реки. Считалось, что души умерших живут на севере, а по реке они достигают царства мертвых.

Наиболее древним видом захоронений у эвенков были воздушные: выдолбленную колоду с телом покойника устраивали на двух обрубленных и обтесанных деревьях. Позднее под влиянием русской культуры среди эвенков стала распространяться православная погребальная обрядность. Погребения стали наземными - тело укладывали на землю, выбирая сухое, возвышенное место, закрывали мхом и затем чтобы его не мог потревожить хищный зверь, сооружали глухой сруб из бревен - гобец. Хоронить в землю эвенки стали, когда наладились торговые отношения с русскими и появилось достаточное количество железных инструментов, в том числе лопат. С этого времени начинают делать надгробия из досок и устанавливать кресты.








Охотничье-промысловый стан. Охота занимала значительное место в хозяйственной жизни сибиряков. Охотилось практически все мужское население, начиная с 14-летнего возраста и до самой старости. Основными промысловыми животными был лось, медведь, волк, соболь, лисица, белка, заяц. Охотничий сезон начинался в октябре и продолжался 2-3 месяца. Второй период охоты захватывал конец зимы и первую половину весны.

Каждый охотник имел свой участок в тайге, где он добывал зверя. В центре находился охотничье-промысловый стан, состоявший из нескольких объектов различного функционального назначения. Это была маленькая избушка - зимовье - простейшая клеть с одним-двумя волоковыми оконцами и небольшой дверью. Второй элемент стана - лесной амбарчик или лабаз для хранения припасов, подверженных порче: продукты, пушнина, дичь. Для сохранения припасов от грызунов и хищников амбарчики ставились на столбах высотой 2-3 метра. Третье сооружение промыслового стана - лава. Это своеобразный гарнитур, состоящий из стола и двух лавок, сделанный из полуколод.

Охотничье-промысловые станы всегда ставили скрытно. К ним вели путики - расчищенные и ухоженные лесные тропы, вдоль которых охотник размещал ловушки на зверя.






Дорога вела вниз. На мельнице и дальше уже были смотрительницы музея. Причем одеты они в старинную русскую одежду типа рубах и сарафанов. Очень здорово, хорошая идея.












Ангара




Мангазея - общественный хлебозапасный амбар, 1900-1905 годы. Остров Савиновский (Кежемский район Красноярского края). Все таблички продублированы на английском.






Здесь было написано что-то вроде "осторожно, обработано химикатами от грызунов"




Одной из старейших хозяйственных построек на территории Иркутской губернии были общественные хлебозапасные магазины, также они могли именоваться сельскими запасными могазейнами или сельскими экономическими магазинами. В народе эти постройки называли "мангазеями", "магазеями" или даже "гамазеями".

Слово магазин впервые вошло в употребление на территории России во времена Петра I. В словаре Даля "магазин" - это здание или помещение для складки и хранения каких-либо запасов. // Лавка, склад для продажи, особая лавка в жилом доме, не в рядах........ амбар, товарник, склад".

Первоначальные сведения о хлебозапасных магазинах относятся к XVII веку. Но официально на территории Иркутской губернии они учреждены только после принятия в 1799 году "Положения о сельских запасных могазейнах".

Выдержки из "Положения". В Высочайше утвержденном в 29-й день ноября 1799 года доклад Правительствующего Сената о заведении сельских запасных могазейнов, приняты были в основание следующие правила, которые распространяются и на Иркутскую губернию:

1. Завести везде годовой запас, положа на всякую ревизскую душу по три четверти ржи и по три четверика ярового.

2. Чтобы могазейны деревянные строить только в местах изобилующих лесом, а где лесов нет, там сохранять запасной хлеб не молоченным в скирдах.

3. Могазейны завести мерные, дабы посылаемые от гражданских губернаторов для свидетельствования чиновники могли без перемеривания о целостности хлебного запаса удовлетвориться.

4. Чтобы запасный хлеб для соблюдения его в надлежащей употреблению годности, переменять ежегодно по окончанию жатвы свежим.

5. Чтобы таковые запасы служили поселянам средством к отвращению голода, во время неурожая и других непредвиденных бедствий.




Должностные лица сельских запасных могазейнов (мангазей) и их функции. Сбором хлеба и выдачей ссуд в мангазеях занимались выбираемые обществом вахтеры (или вахтуры). В зависимости от количества дворов, приписанных к мангазее, их число было разным, от двух до шести. Каждый вахтер избирался на срок один год. Из лучших и зажиточных крестьян выбиралось по два человека в надзиратели, которые должны были наблюдать за вахтерами. Наряду с вахтерами и надзирателями ответственность за сохранность хлеба в мангазеях несли также сельские старейшины. Принимал участие также сельский писарь.

"В обязанность сельского писаря поставляется быть при каждом приеме и раздаче хлеба из могазейна вместе со своим старостой и записывать в тетради вахтеров как приход, так и расход хлеба, за исправность которой ответствует уже не бесправный вахтер, но сельский писарь того селения, а где нет оного, то писарь ближайшей слободы".

Для взыскания ссуды осенью и зимой на каждые 10-20 дворов выбирался понудитель, следящий за недоимщиками. За пополнением взятых ссуд существовал строгий надзор, и для их взыскания широко применялся закон, разрешающий обществу продавать земельный надел недоимщиков.

Для охраны хлебозапасных мангазей выбирали караульных, как правило, эту должность исполняли самые бедные крестьяне.

Люди, исполнявшие различные обязанности в мангазее, должны были быть исключительно честными. в "Положении о сельских запасных могазейнах" говорится, что "всякий, оказавшийся единожды в недочете по могазейну, впредь не избирается уже ни вахтером могазейным, ни в какие-либо другие общественные должности, и имя его должно быть известно всей волости, как вредного обществу человека".




Рыжик. Знаете такое растение? Работница музея была удивлена тем, что мне незнакомо словосочетание "рыжиковое масло".






О-о-о, тут уже более плотненько. Это зона "Волостное село". Все дома оригинальны и привезены из разных уголков Прибайкалья. Вот, например, первый справа - усадьба Московского. Конец XVIII-начало XIX веков. Деревня Антоново (Братский район Иркутской области). На табличке было написано "Усадьба городового казака".




Усадьба представляет собой дом-одноколок на высоком подклете с самцовой двухскатной кровлей, два асимметрично расположенных двора с амбаром, сеновалом, стайками для скота, баней "по-черному". Казаки в Сибири являлись особым привилегированным сословием. Государство освобождало их от рекрутских повинностей и уплаты государственных податей. Главной обязанностью казаков была военная служба. Срок службы устанавливался в 15 лет полевой и 7 лет внутренней. В обязанности казаков в Сибири входили ночные полицейские разъезды, поимка и конвоирование беглых, конвой казенного транспорта, сопровождение грузов с золотом с Витимско-Олекминских приисков, этапирование ссыльных. За службу рядовые казаки получали земельный надел в 30 десятин, а офицеры - в 60 десятин земли.

Интерьер казачьей избы отличался подчеркнутой декоративностью и элементами городской обстановки. Стены украшались оружием и конской сбруей, картинами с изображением военных сюжетов, семейными портретами, портретами казачьих атаманов и членов царской семьи. Для традиционной одежды казаков было характерно использование покупной городской одежды.


















Напротив стоит усадьба крестьянина Зарубина. Начало ХХ века. Деревня Едарма (Усть-Илимский район Иркутской области).










Давайте-ка сделаем перерыв. Остальное завтра.
Tags: Иркутск&Байкал, Россия
Subscribe
promo neferjournal july 6, 19:00 12
Buy for 50 tokens
Цветущая глициния - настоящее чудо. В Японии ее называют вистерия. Дерево, обильно покрытое гирляндами нежных цветов с приятным ароматом, поражает воображение. Одно из лучших мест для любования вистерией - Парк Асикага. Это в префектуре Тотиги, два часа езды от Токио. Однажды я там побывала.…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 19 comments