Nefer (neferjournal) wrote,
Nefer
neferjournal

Categories:

Тальцы (продолжение)

Первая часть про эвенкийское и тофаларское стойбища здесь. Продолжаем осмотр архитектурно-этнографического музея. В Тальцах собраны деревянные постройки малых городов и сел Иркутской области, попавших в зону затопления при строительстве Иркутской ГЭС. Ранее существовало крупное село Тальцы, однако после образования водохранилища основная его часть была затоплена. Музей устроен на возвышенности.




Стена Илимского острога с Большой Спасской проезжей башней и Казанской привратной церковью, вид сзади. Ниже есть другие фотографии данного объекта.




Группа иностранцев. Они особенно любят посещать Байкал, а по пути заехать в Тальцы. На фото ворота усадьбы "Сотая". Дом относят к концу XVIII-началу XIX веков. Объект привезен из села Бельск Черемховского района Иркутской области в 1973 году. К этому времени дом был уже нежилым, имя владельца забыто. Для простоты обозначения его стали называть "усадьба Сотая", так как в Бельске она числилась под номером 100. Усадьба состоит из дома-связи, разделяющего чистый и хозяйственный дворы. Чистый двор мощен досками, в нем находится одноярусный двухкамерный амбар, примыкающий к нему амбар-кобрик (ледник) и высокий навес для хранения различного инвентаря. Хозяйственный двор формируют двухкамерная стайка с поветью и завозня - навес для хранения сельскохозяйственного инвентаря и средств передвижения.




Фрагмент усадьбы




Внутри продаются сувениры




Повсеместно эксплуатируется образ нерпы




Усадьба псаломщика, середина XIX века. Дом вывезен из деревни Едарма (Усть-Илимский район Иркутской области) в 1988 году. Изба представляет собой клеть с прирубленными к ней сенями. На чистом дворе размещается трехкамерный одноярусный амбар, на скотном дворе находится стайка с поветью.








В начале XX века типичный причт на территории Иркутской губернии состоял из священника и псаломщика. Псаломщиком мог быть человек как окончивший семинарию, так и без образования. Обязательным для псаломщика было наличие сильного, звучного голоса. Как правило в псаломщики шли грамотные верующие крестьяне. В их обязанности наряду с чтением и пением на клиросе входило также ведение церковного делопроизводства. Очень часто кроме своих прямых обязанностей псаломщики преподавали в сельских школах Закон Божий, церковно-славянский язык и церковное пение. За труд им полагалось жалованье, которое было невелико, в 1890-е годы оно составляло около 100 рублей и 84 пуда хлеба в год.




Волостное правление














Казанская церковь Илимского острога. Памятник истории и архитектуры республиканского значения. Построена 1679 году, вывезена из села Илимск Братского района Иркутской области в 1970-м. На фото вид спереди и сзади.




Стена Илимского острога. Спасская проезжая башня, 1667 год. Можно войти внутрь.






Честно говоря, уже не помню, что это. Явно что-то пенитенциарное.








Церковно-приходская школа, 1885 год. Село Кеуль (Усть-Илимский район Иркутской области). Официально правила о ЦПШ были приняты 13 июня 1884 года. Целью обучения в них ставилось: "утверждать в народе православное обучение вере и нравственности христианской и сообщать первоначальные полезные сведения". Обучение было большей частью бесплатным, а значит доступным всем социальным группам. В подобных школах обучались мальчики и девочки, русские и инородцы, православные и иноверцы. Учебный процесс строился с учетом традиционного крестьянского календаря. Занятия начинались не раньше 15 сентября и заканчивались 1 мая. В одноклассной с двухлетним курсом школе преподавались: Закон Божий, русский язык, арифметика, отечественная история, литература, география, ботаника, зоология и другие предметы. Также обучали рукоделию, ремеслам, пению и даже гимнастике. Учителями в сельских школах становились выпускники уездных училищ или преподаватели, закончившие учительские семинарии. К началу ХХ века 51% преподавателей сельских школ Иркутской губернии составляли женщины. Помещение для проживания учителя обычно находилось в самой школе.




Чуть дальше деревня-малодворка. Это характерный тип первых русских поселений в Приангарье XVII - начале XIX веков. В такой деревне могло быть от двух до шести дворов. В музее представлена улица с односторонней застройкой, типичная для деревни ангаро-илимской таежной зоны.




Усадьба Якова Непомилуева дает наиболее яркое представление о хозяйстве и быте крестьянина среднего достатка. Дом привезен в 1971 году из деревни Гарменка Братского района Иркутской области. Он построен по типу "связь", то есть два сруба по торцам соединены сенями. Срубы представляют собой избу и горницу. Изба - редчайший образец жилого зодчества Сибири XVIII века. Она отапливалась "по-черному", о чем свидетельствуют высокие закопченные потолки и волоковое окно в стене, через которое выходил дым. Второй сруб - горница - был пристроен позднее, он относится к XIX веку. Тесовая кровля дома устроена на потоках и "курицах" с венчающих их "коньком". Вся конструкция крыши выполнена без гвоздей. К сеням пристроены два крыльца: "красное", ведущее на передний двор, и "черное" - на хозяйственный. Передний двор вымощен досками. Хозяйственные постройки расположены по периметру усадьбы и соединены мощным забором - заплотом.








Обратите внимание на дверной проем, он низкий и квадратный по форме!




Церковь Троицы Живоначальной из деревни Дядино Жигаловского района. Год постройки: 1914.




Тут я поняла, что у меня передоз и надо сделать перерыв. Тут как раз попалось маленькое кафе с блинами и облипиховым чаем.




Наконец я дошла до бурятской зоны. В тот день меня ожидало открытие: оказывается юрты бывают не только войлочные, но и деревянные!




Юрта-летник. Конец XIX - начало ХХ века. Прибыла в музей в 1980 году из улуса Алангунский (Ольхонский район Иркутской области). Это юрта молодой бурятской семьи. Экспозиция характеризует основные моменты жизни бурят, связанные с созданием семьи, с рождением и воспитанием детей. Каждый бурят, достигнув 20-летнего возраста, старался жениться и обзавестись собственным жильем. Вплоть до начала ХХ века западные буряты сохранили традиции древнего свадебного обряда. Рождение ребенка в бурятской семье было большим событием. Его окружали любовью, заботой. По представлению бурят маленькому человеку угрожало множество злых духов, для защиты от которых применялись специальные детские обереги. В качестве ночного сторожа души стремились держать в юрте прирученного живого филина, а если его не было, то хотя бы пучок его перьев. К люльке подвешивались или клались рядом острые железные предметы - топор, коса, нож, которых согласно поверьям боялись злые духи. Для сохранения жизни и здоровья ребенка буряты часто прибегали к помощи шамана и различным магическим церемониям, обрядам, искупительным жертвам.






Все, здесь уже опять река. Кстати, место очень живописное. Внизу, у воды установлена летняя сцена, наверное проводятся какие-то мероприятия.




Общий вид на бурятский улус




Что касается Троицкой церкви, с ее появлением в музее связана одна история. В начале 1990-х в Тальцах снимался советско-японский фильм "Сны о России". Для этого за счет японских кинематографистов церковь была перенесена на территорию музея и временно установлена без канонической ориентации алтарем на восток. Как известно, нет более постоянного, чем временное. Пока стоит так. Но в планах музея перенос церкви на другое место и установка ее в соответствии с христианской традицией.




Чтобы попасть к выходу надо преодолеть тот же самый путь в обратном направлении. Деревянные качели установлены в деревне-малодворке. Дальше мимо стены Илимского острога и древних стойбищ по лесу к домику кассы.




Канонический вид. Изображение Илимского острога узнаваемо и присутствует на большинстве сувенирной продукции.




А еще в Тальцах мне попалась продукция семейной мануфактуры "Байкальский травник". Я взяла визитку и напишу об этом отдельно. Не упустите возможность приобрести сборы из лекарственных трав и лечебные чаи. Они благотворно влияют на организм, мы уже опробовали.
Tags: Иркутск&Байкал, Россия
Subscribe
promo neferjournal july 6, 19:00 12
Buy for 50 tokens
Цветущая глициния - настоящее чудо. В Японии ее называют вистерия. Дерево, обильно покрытое гирляндами нежных цветов с приятным ароматом, поражает воображение. Одно из лучших мест для любования вистерией - Парк Асикага. Это в префектуре Тотиги, два часа езды от Токио. Однажды я там побывала.…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 9 comments