?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry Перепостить Next Entry
Красноярский судоподъемник. Спецрепортаж.
осенняя (ddgirls)
neferjournal
Это единственный в России судоподъемник. Объект впечатляющий и уникальный. Несколько лет назад я увидела фотографии в одном из блогов и захлебнулась от восторга. Такая махина, просто невероятно! А ведь он был сооружен в 1970-е. Подобного опыта в СССР не было, приходилось строить с большим запасом прочности. Благодаря этому все работает до сих пор. Мне удалось проникнуть на территорию, побывать в кабинете директора и осмотреть все устройства в сопровождении главного инженера. Готовы отправиться на экскурсию?




Приехала я вот на такой машине. Предполагаю, что некоторые из вас подобные УАЗики видели только на картинках)) Транспорт любезно предоставила дирекция судоподъемника. Дело в том, что своим ходом добраться до туда невозможно. Я доехала до Дивногорска, а там на площади меня подхватил водитель и доставил до места назначения.






Начальник Управления - Сергей Александрович Корж. Коммуникабельный и простой в общении человек. Без "короны", пальцы не гнет. А еще он очень любит свою работу. Представляете, существуют люди на высоких должностях, которые ЛЮБЯТ СВОЮ РАБОТУ.




Так выглядит административное здание. Наверху неплохая обзорная площадка. В конце концов я побывала и там.




Сооружение состоит из аванпорта, нижнего подходного канала, поворотного круга посередине и собственно самого подъемника - судовозной камеры. Аналогов в России нет, на остальных гидроузлах используется другой способ преодоления плотины - шлюзование. Однако высота Красноярской ГЭС 124 метра, и расчеты показали, что строительство шлюзов нецелесообразно, они растянулись бы почти до Красноярска. Поэтому был придуман оригинальный проект, к реализации которого приступили в 1970 году. К 1976 году судоподъемник был построен, в 1982-м официально пущен в эксплуатацию. На фото судовозная камера (самоходный шлюз). Рассмотрим ее поближе.




Один из торцов приемного бассейна глухой. Это 5-уровневая конструкция, в верхней части которой расположен пульт управления судовозной камерой. В кабине находится оператор, который во время движения камеры держит контакт по радиосвязи с центральным диспетчерским пультом.




На бортах приемного бассейна и торцевой надстройки для их защиты от повреждения при навале судов установлены резиновые амортизаторы




Открытый торец оборудован подъемным сегментным затвором. Уровень набираемой воды определяется местом остановки камеры на подводных участках судовозных путей. После захода в приемный бассейн, судно швартуется, после этого затвор закрывается. Боковые стенки приемного бассейна образованы помещениями машинных залов левого и правого бортов. Там располагаются всякие насосные агрегаты, системы тормозов и другое технологическое оборудование.




Колея - 9 метров. Общая длина проложенных путей - 1747 с половиной метров, в том числе участок верхнего бьефа - 305 метров, нижнего бьефа - 1190 метров, поворотного устройства - 105 метров, пути на ремонтно-монтажной площадке - 133 с половиной метра.




Верхние и нижние концевые участки судовозных путей оборудованы поворотными стрелками (6 комплектов)




Для точного совмещения судовозных путей поворотное устройство оборудовано фиксаторами. Каждый из них состоит из двух частей: одна установлена на круговых путях (видно на фото), другая закреплена на металлоконструкциях балки поворотного устройства.




Мост на трассе Р-257 "Енисей". С него сделано большинство фотографий судоподъемника, которые есть в интернете.




Вдоль путей установлены опоры контактной сети. Особенность электросхем судовозной камеры в том, что при движении вниз вырабатывается электроэнергия, которая выдается в энергосистему. Таким образом при перевозке судов из верхнего бьефа в нижний бьеф потребление электроэнергии ниже, чем при перевозке в обратном направлении. В наивысшей точке трассы судовозных путей предусмотрено поворотное устройство. Оно расположено в таком вот котловане.




Пути поворотного устройства нижней оконечностью соединяют пути верхнего и нижнего бьефов, а посредством верхней оконечности обеспечивается соединение с судовозными путями ремонтно-монтажной площадки. Здесь камера зимует.




О как... Неожиданно!




Честно говоря, я не сразу врубилась, как все это действует. Но потом до меня дошло, что поворачивается ВСЯ ЭТА ГИГАНТСКАЯ КОНСТРУКЦИЯ!!!






Центральная опора на оси вращения балки поворотного устройства, обеспечивающая ее поворот на круговом рольганге. Признаюсь, слова "рольганг" нет в моем лексиконе, пришлось записать.




Двумя другими опорами служат двухколесные опорно-ходовые тележки, установленные на концах балки. Разворот поворотного устройства осуществляется по круговому рельсу с помощью гидропривода поворота.




Гидроопоры, обеспечивающие равномерное распределение нагрузки между тележками. Они имеют гидравлический привод, позволяющий поднимать и опускать под нагрузкой концы поворотного устройства, удерживать их на определенном уровне в процессе разворота.




Общее количество опорно-ходовых тележек - 16 штук. По 8 тележек на каждом конце балки поворотного устройства.




Радиус кругового пути - 50 с половиной метров. Стыки рельсов пронумерованы.




Вход на ремонтно-монтажную площадку. Она там наверху. Здесь тоже есть фиксаторы.




Вот такой ключик валяется лежит




Под поворотным устройством






Фото на память




Посторонним вход воспрещен. Но мы найдем ответственное лицо и попросим открыть.






Центральная опора поворотного устройства. Количество конических роликов - 30.








Вылезли наружу. В тот день из верхнего бьефа в нижний перебрасывали одно судно. Об этом будет отдельный пост.




Человечек такой маленький




Идем в кабинет главного инженера. А тут такой привет из СССР! Прям машина времени :)




Лифт оригинальный. В смысле сохранился еще с тех времен. Собираются менять, но мне например жалко.




Вроде все современное, но попадаются такие-эдакие детальки :)








Главный инженер - Евгений Иванович Головкин. Он знает о судоподъемнике ВСЕ и готов ответить на любой вопрос. Это при том, что профильных специалистов у нас в стране не готовят. В ВУЗах нет специальностей, связанных с судоподъемниками. Бесценный опыт приобретается на месте. Фактически уникальная профессия!




Специально для меня в недрах ящиков стола была найдена заныканная советская табличка. Представляете, сколько-то там лет назад она висела на двери главного инженера.




Вид из окна. Судовозная камера ушла в нижний бьеф.




Еще мне подарили свежий выпуск газеты "Речник Енисея". Обратите внимание, издается с 1931 года! Надо отсканировать что ли. Там есть заметка про судоподъемник.




В следующем выпуске смотрите судоподъемник в действии. Перевозка судна - впечатляющее действо!

Записи из этого журнала по тегу «Красноярск»

  • Событие на Красноярском судоподъемнике

    Это Корж Сергей Александрович, начальник управления эксплуатации красноярского судоподъемника. 31 августа будет юбилей, ему исполнится 65.…

  • Красноярский судоподъемник с вертолета

    Ровно год назад состоялась замечательная поездка в Красноярск. За пять дней я увидела столько всего, что хватило потом на целый месяц рассказов. Все…

  • По улицам Красноярска

    Машинки, вывески и стритарт. В этом посте все то, что не вошло в предыдущие выпуски. Стейк-бар на проспекте Мира Не смогла пройти мимо…


promo neferjournal june 24, 19:00 12
Buy for 50 tokens
Я уже писала про teamLab Borderless, это было невероятное приключение в Токио. Через несколько дней я побывала в другом месте. Вообще космос, эмоции зашкаливают! На входе вы снимаете обувь, дальше передвигаетесь только босиком. Много локаций связано с водой. Очень очень круто. Все вещи…

  • 1
Вот это сила и мощь!Как хорошо,что существуют еще люди ,которые любят сове дело)А лифт и правда древний такой,уютный)

к сожалению невозможно раздвоиться и быть одновременно в нескольких местах, хотелось рассмотреть подъемник поближе, но когда поеду в следующий раз, обязательно прокачусь в кабине и постараюсь заснять ползущего гиганта снизу, из-под эстакады, выглядит очень впечатляюще!

Вообще трудно представить как все это двигается!

загляните завтра, может станет понятнее ;)

Здравствуйте! Ваша запись попала в топ-25 популярных записей LiveJournal центрального региона. Подробнее о рейтинге читайте в Справке.

Очень интересно, спасибо. Хотя, конечно, тот, что крутится на манер феррисова колеса, смотрится зрелищнее :)

Восторг! Не возможно обхватить разумом мощь этой конструкции. Она огромна.
Если предприятием руководят хорошие, знающие люди, все будет крутится, как надо.
А теперь колись, как ты туда попала? Сказала от кого ты, произнеся мое имя и фамилию?

И сколько судов проходит сейчас через плотину? За одну навигацию, например

специально для вас официальный ответ

готовы перевозить до 500 млн.тонн груза за навигацию, а сколько подходит для перевозки зависит не от нас

Re: специально для вас официальный ответ

Спасибо!

Прекрасная статья! Действительно данный объект, как и сама Красноярская ГЭС, с составе подразделений которой находился раньше судоподъёмник, построен с большим коэффициентом запаса прочности, и данный объект не может не впечатлять. Ваша проделанная работа истинно имеет ценность, это память о тех людях и тех временах, когда такие сооружения считались нормой развивающихся технологий. Мы тогда имели большой авторитет в Мире, если нас кто-то не уважал, то как минимум боялся! Всё изложенное в вашей статье правда, но есть одно "НО"... Начальник Управления - Сергей Александрович Корж, представленный в вашей статье, как положительный человек, таковым не является! Этот человек из ряда "встречают по одёжке, и провожают по одёжке..." Если Вы не симпатичная девушка-корреспондент, а простой работяга, который пришёл устраиваться на работу, то отношение к вам будет неуважительное и обращение к Вам будет в грубой форме, начиная с того момента, что начнётся обращение к Вам на "ТЫ", как и получилось в моей встрече с ним! Он всячески перебивает не давая сказать ни слова, всех "гребёт под одну гребёнку"!.. Складывается мнение, что данный индивидуум слишком разборчив в социальных слоях населения! Впечатление на меня произвёл он отвратительное, когда спросил кто я, и что мне нужно, я представился по Ф.И.О, чего он в ответ не сделал. Когда я спросил у него сам, кто он и как его звать, он посоветовал "узнать в интернете кто он такой". Исходя из этого совета с его стороны, есть основания полагать, что в этом человеке присутствует мания величия, и его оскорбило то, что я не знал до момента встречи с ним, кто он такой. Но тем не менее я последовал его совету поискать в интернете, и первое что мне попалось, эта замечательная статья с прекрасными фотографиями! Теперь я знаю кто он, и Вы тоже... Извините, если я кому-то испортил настроение, но как говорят в таких случаях "за что купил, за то и продаю", или "лучше горькая правда, чем сладкая ложь"...

  • 1