?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry Перепостить Next Entry
Масленица началась. Вторник - заигрыш.
sun_smile
neferjournal
Кто-нибудь вчера уже наделал блинов?




Люблю Масленицу. Блинов напечь несложно, зато всегда есть завтрак, обед и ужин. Хочешь ветчину заворачивай, хочешь со сметаной ешь, можно вареньем намазать или икорки положить. А со сгущенкой - ммм. Я только один. Ну ладно, два. Про калорийность помню. Какая ваша любимая начинка?




Масленица или сырная седьмица длится неделю, в этом году с 4 по 10 марта. Тем временем площадки по всей Москве открылись заранее, аж 1 марта. Неправильно это, не одобряю.






Каждый из семи дней имеет свое название.

Понедельник - встреча. Завершали строительство снежных крепостей и мастерили чучело Масленицы, которое потом возили по улицам на санях. Начинали печь блины, первый из которых отдавали нищим или малоимущим для поминовения умерших. В этот день встречались сваты, свекр со свекровью ходили в гости к тестю с тещей.

Вторник - заигрыш. Молодежь веселится, парни и девушки активно знакомятся, катаются с горок, ходят друг к другу на блины.

Среда - лакомка. В этот день теща зовет зятя с друзьями на угощение. По вкусовым пристрастиям можно определить его характер. Если мужчина предпочитает блины с соленой начинкой, характер у него непростой, любители сладкого мягкие и внимательные.

Первые три дня называют "Узкой Масленицей", разрешена работа по хозяйству. С четверга по воскресенье - Широкая Масленица - веселье, гуляния и никаких забот.

Четверг - разгуляй. Принято водить хороводы, устраивать рукопашные бои и битвы за снежные крепости.

Пятница - тещины вечерки. Зятья угощают блинами своих тещ. Как правило она приходит с подругами. Сидят, общаются, поют песни, дают советы о семейной жизни.

Суббота - золовкины посиделки. Золовка - сестра мужа. Если таковой нет, можно позвать других родственников.

Воскресенье - проводы и прощеное воскресенье. Принято просить прощения за поступки, которые вас тяготят. Чучело Масленицы везут в поле, там его сжигают. Это символизирует похороны: зиме конец, пришла весна. Пепел развеивают по полям, чтобы год был плодородным. Вечером в воскресенье и на следующий день поминают усопших и посещают кладбище.




Чипсы из лаваша :) Это в армянской лавке. На ВДНХ устроили масленичную ярмарку. В субботу было достаточно уныло, ни веселья, ни скоморохов, но музыка играла. Чучело Масленицы, насколько я поняла, находится в Останкинском парке.




В прошлом году я ездила на главную Масленицу страны в Ярославль, было здорово. Там проводился конкурс чучел, видела оладьи оптимисты и платье из блинов. В этом году не придумала, где гулять на Масленицу, наверное останусь в Москве.


Добавьте меня в друзья, чтобы не пропустить новые публикации
LiveJournal / Facebook / Youtube / Одноклассники / Tripadvisor / Дзен

Поделитесь постом с друзьями
Метки:

Записи из этого журнала по тегу «ивент»

  • Китайские дудки из тыквы

    В минувшие выходные на ВДНХ прошел масштабный фестиваль Китая. Ну как масштабный, его везде анонсировали и на карте было отмечено много площадок. Я…

  • Фестиваль гастрономических развлечений MARTINI TIME

    Информацию об этом событии мне подсунул в ленту Фэйсбук. Гастропроекты, музыка, еда будущего, общение. Настоящая итальянская улица, приходите!…

  • Москва Шапоглавая

    В то время, когда Москва отмечала День города, в парке Сокольники проходил шляпный парад. Люди приходили целыми семьями, приезжали из других городов,…


promo neferjournal июнь 24, 19:00 12
Buy for 50 tokens
Я уже писала про teamLab Borderless, это было невероятное приключение в Токио. Через несколько дней я побывала в другом месте. Вообще космос, эмоции зашкаливают! На входе вы снимаете обувь, дальше передвигаетесь только босиком. Много локаций связано с водой. Очень очень круто. Все вещи…

  • 1
5.IMG_0210.JPG

         "...Масленица в развале. Такое солнце, что разогрело лужи. Сараи блестят сосульками. Идут парни с весёлыми связками шаров, гудят шарманки. Фабричные, внавалку, катаются на извозчиках с гармоньей. Мальчишки «в блина играют»: руки назад, блин в зубы, пытаются друг у друга зубами вырвать – не выронить, весело бьются мордами.

          Просторная мастерская, откуда вынесены станки и ведёрки с краской, блестит столами: столы поструганы, для блинов. Плотники, пильщики, водоливы, кровельщики, маляры, десятники, ездоки – в рубахах распояской, с намасленными головами, едят блины. Широкая печь пылает. Две стряпухи не поспевают печь. На сковородках, с тарелку, «чёрные» блины пекутся и гречневые, румяные, кладутся в стопки, и ловкий десятник Прошин, с серьгой в ухе, шлёпает их об стол, словно даёт по плеши. Слышится сочно – ляпп! Всем по череду: ляп... ляп... ляпп!.. Пар идёт от блинов винтами. Я смотрю от двери, как складывают их в четвёрку, макают в горячее масло в мисках и чавкают. Пар валит изо ртов, с голов. Дымится от красных чашек со щами с головизной*, от баб-стряпух, со сбившимися алыми платками, от их распалённых лиц, от масленых красных рук, по которым, сияя, бегают жёлтые язычки от печки. Синеет чадом под потолком. Стоит благодатный гул: довольны.
          – Бабочки, подпекай... с припёчком* – со снеточком!..
          Кадушки с опарой дышат, льётся-шипит по сковородкам, вспухает пузырями. Пахнет опарным духом, горелым маслом, ситцами от рубах, жилым. Всё чаще роздыхи, передышки, вздохи. Кое-кто пошабашил, селёдочную головку гложет. Из медного куба – па́ром, до потолка.
          – Ну, как, робятки?.. – кричит заглянувший Василь-Василич, – всего уели? – заглядывает в квашни. – Подпекай-подпекай, Матрёш... не жалей подмазки, дадим замазки!..
          Гудят, весёлые.
          – По шкаличку бы ещё, Василь-Василич... – слышится из углов, – блинки заправить.
          – Ва-лляй!... – лихо кричит Косой. – Архирея стречаем, куда ни шло...
          Гудят. Звякают зелёные четверти о шкалик. Ляпают подоспевшие блины.
          – Хозяин идет!.. – кричат весело от окна.
          Отец, как всегда, бегом, оглядывает бойко.
          – Масленица как, ребята? Все довольны?..
          – Благодарим покорно... довольны!..
          – По шкалику добавить! Только смотри, подлецы... не безобразить!..
          Не обижаются: знают – ласка. Отец берёт ляпнувший перед ним блинище, дерёт от него лоскут, макает в масло.
          – Вкуснее, ребята, наших! Стряпухам – по целковому. Всем по двугривенному, на масленицу!
          Так гудят, – ничего и не разобрать. В груди у меня спирает. Высокий плотник подхватывает меня, швыряет под потолок, в чад, прижимает к мокрой, горячей бороде. Суют мне блина, подсолнушков, розовый пряник в махорочных соринках, дают крашеную ложку, вытерев круто пальцем, – нашего-то отведай! Все они мне знакомы, все ласковы. Я слушаю их речи, прибаутки. Выбегаю на двор. Тает большая лужа, дрызгаются мальчишки. Вываливаются – подышать воздухом, масленичной весной. Пар от голов клубится. Потягиваются сонно, бредут в сушильню – поспать на стружке".

(там же)

Крупча́тка - высокосортная мука. В старой русской кулинарной литературе часто встречаются указания использовать для блинов, куличей, баб, тортов и др. крупичатую муку, или крупчатку, однако характеристики этой муки там обычно не приводятся. Исключение составляет "Новейшая поваренная книга" Н.В.Гросса (1850; 3-е доп. изд. 1865), в которой крупичатая мука отличается от пшеничной и о их свойствах сообщается следующее:

Противопоставление двух основных категорий муки, крупичатой и пшеничной, и отождествление крупчатки с белой мукой встречаются в описаниях российского мукомольного производства по крайней мере до 1870-х гг. Обе имели несколько сортов в зависимости от зольности и тонкости помола. Высший сорт крупичатой муки назывался в торговле конфе(к)тной мукой. Терминология, более близкая к современной, утвердилась к концу XIX века. Согласно словарю Брокгауза и Ефрона (s.vv. "Крупчатка", "Мука", "Пшеница"), тогдашняя крупчатка отличалась значительной зернистостью и отливала при надавливании желтоватым цветом. Производилась она из смеси твёрдых сортов пшеницы с мягкими в различных пропорциях. Напр., в Сызранском уезде Симбирской губ. ее делали из 9 частей "белотурки" (дурум) и 2 или 3 частей русской (мягкой) пшеницы. У В.С.Шмелёва, однако, крупчатка скорее близка к описанию Гросса - она очень белая, до голубоватости. Поэтому тут скорее речь о муке особо тонкого помола.
Людская мука - видимо, "межеситок" или "межеумок", мука третьего сорта, более грубого помола, а может быть, даже так называемая грубая мука - "подрукавная" (из решета мука попадала в мельничный рукав из мешковины ), или куличная (сортом ещё ниже). Был единый на всю Россию стандарт выхода муки разных сортов из расчёта на сто четвертей (мера объёма) зерна. Так вот, крупчатки конфетной выходило 4 четверти, простой крупчатки - 35 четвертей, первача - 27, дранки - 4, подрукавной - 10, куличной - 4, межеумка - одна четверть, отрубей - 15, остальное - так называемый "сбой" - сор и земля.

Снето́к - мелкая озёрная форма европейской корюшки. Небольшая рыбка длиной до 18 см (обычно не более 10 см), типичной массой 6—8 г. Только что пойманная рыба издаёт характерный запах свежих огурцов. Часто употребляется в сушёном виде (просто так или, например, в супах и щах).

Ведро́ - мера объёма. Указом 1835 г. была узаконена следующая система мер жидкостей: 1 ведро = 1/40 бочки = 1/3 анкерка = 4 четверти = 2 полувёдрам = 10 кружкам (штофам) = 20 полукружкам. С 1899 года на основе Положения о мерах и весах система мер объёма жидкостей имела следующий вид: ведро = 10 штофам (кружкам) = 16 винным бутылкам = 20 пивным бутылкам = 100 чаркам = 200 шкаликам.

Шка́лик - (от нидерл. schaal — «чаша, шкала») — устаревшая российская единица измерения объёма жидкости, а также сосуд такого объёма. Применялась преимущественно для измерения количества вина и водки в кабаках. В настоящее время не используется. 1 шкалик = 1⁄200 ведра = 1⁄2 чарки = 61,5 миллилитра (как видим, Сергей Иванович отнюдь не спаивал своих работников).

Вязи́га, визи́га – хорда, спинная струна осетровых рыб, испокон веков (по крайней мере, с XV—XVI веков) используется в русской кухне для приготовления начинки в кулебяку и маленькие (ма-ааленькие!) пирожки.

Щи с голови́зной - зд. щи, сваренные на отваре из лишённых жабр (обычно также и глаз) голов крупных, желательно осетровых пресноводных, в крайнем случае проходных рыб, (часто с добавлением кожи и хрящей), в которые потом добавляется разобранное мясо из сваренных голов. В скоромное время может означать и использование свиной или говяжьей головизны.

Ка́лья - пряный, густой мясной или рыбный суп с острым и плотным по консистенции бульоном, приготовленный с добавлением рассола, чаще всего огуречного.

Ото́нка, ото́нок – тонкая плёнка, зд. ясты́к (тонкая, но прочная пленка, образующая мешок-оболочку, в котором находится икра лососёвых и осетровых рыб).

Сомовий плёс – хвост сома, самая жирная часть (от слова "плескать").

Па́юсная икра – особо обработанная икра осетровых рыб (полученная из посоленной в подогретом насыщенном растворе поваренной соли икры осетровых рыб с последующим прессованием до получения однородной массы).

Ботви́нья - холодный суп на кислом квасе, в который добавляют предварительно сваренные и протёртые щавель, свекольную ботву, шпинат, зелёный лук, крапиву и другую съедобную траву (по-старорусски «ботву»). К ботвинье подают отварную, свежую или солёную красную рыбу (т.е.рыбу осетровых пород – лососёвые считаются рыбой «белой», как и другие ценные рыбы, а караси с чебаками и прочей братией, т.е. малоценные – это рыба «чёрная»), и едят, постоянно подкладывая в тарелку кусочки льда. Ботвинья может быть неполной, без рыбы. Ботвинья хороша в летний зной, она является более лёгкой на вкус, чем окрошка, и обладает большим освежающим эффектом.

Блины с припёком - это блины, в которые запекли, а точнее - «припекли» какую-либо начинку. Чаще всего припёк - рубленые варёные яйца, измельчённые грибы или овощи.
Пекут блины с припёком следующим образом: сначала на сковороду наливают тесто (меньше, чем обычно, иначе блин получится чересчур толстым). Когда блин слегка подрумянится, сверху на него выкладывают «припёк» и заливают новой порцией теста.
Блины с подпёком – почти то же самое, только на сковороду сначала выкладывается начинка, а потом заливается тестом.

Грибная сметана – соус из измельчённых сушёных грибов, проваренных в сметане.

Лафи́тник - первоначально рюмка для вина, средних размеров, из тонкого стекла, тюльпанообразной формы (в отличие от гранёной водочной рюмки). Название происходит от названия французского красного «Шато Лафит», которое было очень популярно в XIX веке в России. Позднее, лафитная рюмкка - уже любая рюмка на низкой ножке, даже гранёная. Определения рюмки-лафитника нет в академических словарях, но в настоящее время, говоря о лафитной рюмке, подразумевают конусообразную рюмку от 25 до 100 грамм.

(*заботливо*) Кушай, кушай, Федора Егоровна!
Блинок маслен - носок красен!

Edited at 2019-03-05 09:45 (UTC)

  • 1